МБОУ «Кировская средняя школа имени Кухтина Ф.П.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
МБОУ «Кировская средняя школа имени Кухтина Ф.П.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Одарённость – это способность к выдающимся достижениям людей во всех сферах человеческой деятельности. Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере. Так же под термином «одарённость» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одарённый ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Одарённых детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребёнок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие.
Работа с одарёнными обучающимися
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым имеет следующее содержание:
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;
вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;
участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, предметных олимпиадах.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:
тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
Работа с родителями одаренных детей:
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
Работа с педагогами:
повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
стимулирование работы с одарёнными детьми.
В основе деятельности школы по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного создания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Приоритетные направления программы
разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;
диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;
развитие творческих способностей, учащихся;
поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности учащихся;
создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской и творческой деятельности.
Основная цель Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи
Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития их творческого потенциала личности.
Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.
Подготовка и повышение квалификации педагогов школы по работе с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
Повышение качества образования в школе.
Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.
Практика выявления одаренных и талантливых детей
При выявлении одаренных и талантливых детей в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым применяется комплексный подход.
При этом задействованы следующие методы:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных и исследовательских условиях, в урочной и внеурочной деятельности, во внешкольной деятельности);
специальные психодиагностические тренинги, проводимые психологом на предмет выявления детской одаренности;
оценивание поведения детей учителями, родителями;
проведение уроков с применением развивающих методик, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров.
Помощь одаренным детям в реализации творческого потенциала.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности осуществляется через следующие направления:
1. Создание благоприятных условий для стимулирования личностного роста одаренных детей:
- Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
- Подготовка кадров.
- Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.
- Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.
- Обеспечение высокого уровня ИКТ-компетентности талантливых учеников.
- Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии
оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
-Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей:
- Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня, контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- повышение степени сложности практических заданий;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;
- введение широкого круга разнообразных по тематике внеурочных занятий.
3. Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителей-предметников на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проектный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Формы работы с одаренными детьми в школе:
организация кружковых занятий в школе;
работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных методик
организация внеурочной деятельности в 1-11 классах.
проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;
поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;
психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности учителя нашей школы используют различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применяют современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие, личностно-ориенированные.
Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Основная задача педагога — на основе диалога и совместного поиска помочь обучающемуся выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.
Деятельность учителя, направленная на развитие творческого потенциала одаренных детей:
1. Информационно-аналитическая
На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников учитель формирует банк данных о познавательных интересах, учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса.
2. Мотивационно-целевая
Совместно с учащимися учитель определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию.
3. Планово-прогностическая
Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план и график работы над проектом.
4. Организационно-исполнительская
Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой
деятельности.
5. Контрольно-диагностическая
Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы.
6. Регулятивно-коррекционная
Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.
Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности одарённых детей
1. Создание в школе постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Публичное слушание поощрение успехов учащихся (линейки, объявления, информация в социальных сетях и т.д.).
3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.
4. Отмечаются заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских и школьных собраниях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей.
Контролирующие функции над развитием познавательной деятельности одаренных детей следующие:
1. Разработка положения о работе с одарёнными детьми.
2. Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости.
3. Выявление одарённых детей. Составление базы данных.
4. Методическая помощь учителям в организации работы с одарёнными детьми:
Консультации:
по вопросам планирования;
разработке программ;
по внедрению технологий в УВР;
по методике работы с творческими детьми.
5. Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися.
6. Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой
7. Оснащение кабинетов ТСО
8. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми (по отдельному плану).
9. Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей через обучающие семинары, курсы повышения квалификации.
10. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с одарёнными детьми, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
11. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных и одарённых детей.
Работа с педагогами
Требования, которые предъявляются сегодня к учителю, работающему с одаренными детьми
Учитель должен быть:
творческим, способным к инновационной деятельности;
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
владеть современными педагогическими технологиями;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
в своей работе должен ориентироваться на личность каждого обучающегося, осуществлять индивидуальный подход в обучении.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий
Учитывая данные требования в нашем образовательном учреждении работа с учителями построена на основе следующих направлений:
1. Создание условий для систематического повышения мастерства учителей. (курсы повышения квалификации, аттестация педагогических кадров, семинары, обучающие уроки)
2. Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по работе с одаренными детьми.
3. Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми.
В локальных актах школы о стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства, работа с одаренными детьми и др.
Диагностические функции являются основанием для дальнейшей корректировки деятельности учителя в работе с одаренными детьми, поэтому в нашей школе проводится следующая работа в данном направлении:
1. Изучение диагностических методик, отвечающих требованиям валидности, доступности, информативности.
2. Изучение круга интересов умственной деятельности, учащихся путем анкетирования.
3. Изучение личностных потребностей, одаренных учащихся путем собеседования.
4. Изучение работы учащихся на уроке на основе посещения занятий
5. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.
Работа с родителями
Работа с одаренными детьми в школе, без тесного контакта с родителями, невозможна и малоэффективна.
Практическая работа в данном направлении заключается в следующем:
1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении и воспитании одаренных детей.
2. Организация консультаций для родителей с педагогом-психологом, учителями.
3. Чтение научно-популярных лекций на общешкольных и классных родительских собраниях по проблемам развития одаренных детей.
4. Подбор научной и практической литературы для родителей осуществляется педагогом психологом и классными руководителями
5. Информирование родителей одаренных детей по результатам достижений учащимися определенного уровня образования, развития творческих способностей.
6. Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления.
При организации работы с одаренными детьми в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кировская средняя школа имени Кухтина Фёдора Павловича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым:
Учитываются характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;
созданы условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
оказывается помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Заместитель директора по УВР: Ковалёва Л. Д.